e-mail
phone
mobile

Как облака помогают в организации удаленного обучения

Решения
28.07.2020
4220
7 min
Как облака помогают в организации удаленного обучения
#казахстан #облако #сервисы
Пандемия показала, насколько не готовы оказались школы и вузы к кардинальной смене взаимодействия даже в эпоху повсеместной цифровизации. Сегодня мы поговорим о том, как облачные технологии готовы «подставить» плечо образовательным организациям, и проиллюстрируем это.

Карантин и самоизоляция стали вызовом не только для большинства отраслей бизнеса. Резкая смена привычного уклада оказала существенное влияние на многие незащищенные группы населения, в том числе на учащихся и студентов. 

Пандемия показала, насколько не готовы оказались школы и вузы к кардинальной смене взаимодействия даже в эпоху повсеместной цифровизации. Сегодня мы поговорим о том, как облачные технологии готовы «подставить» плечо образовательным организациям, и проиллюстрируем это. Подробнее ознакомиться с услугой вы можете в разделе облачные технологии в образовании.

Технические и организационные сложности

Большинству традиционных образовательных учреждений — как в России, так и в СНГ — не удалось оперативно адаптироваться к эпидемиологической ситуации и без эксцессов организовать дистанционный формат обучения. Единого камня преткновения нет — школы и вузы столкнулись как с техническими, так и с организационными сложностями.

Далеко не всем крупным сервисам удалось справиться с возросшей нагрузкой на ИТ-инфраструктуру, а их пользователи были вынуждены мириться со сбоями и недоступностью платформ. Вузы, пытавшиеся организовать удаленные лекции и семинары, столкнулись с недостатком вычислительных ресурсов. Геометрическая прогрессия роста новых пользователей обернулась деградацией качества внутренних сервисов, таких как почта и файловые хранилища.

Облако для обучения от «ИТ­ГРАД»

А у вас какая задача? Ознакомьтесь с кейсами наших клиентов и узнайте, для решения каких задач подходят облачные сервисы «ИТ-ГРАД».
В рамках акции «С заботой к образованию» «ИТ-ГРАД» (входит в Группу МТС) предоставил нескольким вузам Республики Казахстан ресурсы в облаке на безвозмездной основе. В частности, воспользоваться сервисами смогли КГПУ им. У. Султангазина и Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана. В ходе процесса миграции и дальнейшей эксплуатации наши специалисты оказывали образовательным учреждениям консультационную поддержку в необходимом объеме.

Облако, с его возможностями масштабирования и уровнем надежности, позволяет существенно повысить уровень доступности размещенных в нем критичных систем, и образовательные сервисы — не исключение. Инфраструктура IaaS-провайдера подойдет для решения ключевых задач образовательного учреждения:

  • организации лекций и семинаров в режиме реального времени;
  • проведения тестирований и аттестаций;
  • обеспечения доступа к библиотечным фондам и внутренним ресурсам учебного учреждения;
  • хранения методических материалов в формате лекций и презентаций.

Именно на базе облачных технологий можно организовать дистанционные занятия согласно расписанию учебного заведения вне зависимости от того, где физически присутствуют преподаватели и студенты. Миграция в облако провайдера систем удаленного обучения позволит:

  • разгрузить собственные ИТ-ресурсы;
  • забыть о долгом процессе модернизации и наращивания локальных мощностей;
  • вне зависимости от количества пользователей без сбоев проводить семинары и лекции;
  • повысить качество образовательных услуг.

Рекомендации по внедрению удаленного обучения

Без острой необходимости в лице самоизоляции уровень цифровизации учебных заведений мог оставаться на том же уровне еще не один год. Необходимо признать, что пандемия, при всех ее негативных последствиях, стала мощным катализатором процесса.

На основе обратной связи от представителей вузов — преподавателей, администраторов, технических специалистов — мы составили краткий чек-лист по организационной и технической подготовке к переходу на дистанционный формат.

Организационная подготовка

  • Убедитесь, что преподаватели на базовом уровне владеют не только ПК, но и используемыми сервисами. При необходимости выделите им в качестве помощника кого-то из администраторов или студентов.
  • Разработайте инструкции по использованию внедренных платформ. Крайне желательно провести тестовые прогоны и исключить технические сложности.
  • Составьте подробную схему всех компонентов дистанционного обучения. Укажите, что доступно онлайн на момент разработки схемы, а какие сервисы нужно подключить в ближайшее время.

Внедрение облачных технологий

  • В облако провайдера нет необходимости мигрировать сразу 100% вашей инфраструктуры. Сначала разгрузите локальные мощности и перенесите самые требовательные к количеству ресурсов системы и приложения.
  • Уделите время нагрузочному тестированию — оно поможет найти слабые точки и грамотно произвести масштабирование.
  • Увеличивайте количество виртуальных ресурсов постепенно. Облако тем и прекрасно, что, в отличие от собственной локальной инфраструктуры, масштабирование происходит быстро и ровно в необходимом на данный момент объеме.
  • Если вы не планируете выносить к провайдеру конфиденциальные данные и сервисы с особыми требованиями к безопасности, обратите внимание на самую экономичную модель — публичное облако.

Облако для КГПУ им. У. Султангазина

У сотрудников университета уже были опыт и навыки работы с системами дистанционного обучения. В 2012 году в КГУ внедрили Moodle и BigBlueButton. Однако массовый переход на дистанционный формат и резкий рост нагрузки обернулись снижением скорости работы сервисов — локальные ресурсы просто оказались не готовы принять такое количество пользователей без потерь. Деградация быстродействия коснулась электронной почты, системы регистрации заявок и файловых сервисов.

На выделенную в публичном облаке «ИТ-ГРАД» виртуальную машину специалисты КГПУ им. У. Султангазина мигрировали один из самых ресурсоемких сервисов — BigBlueButton — на базе которого проводились онлайн-лекции, вебинары и конференции. В результате нагрузка на локальную инфраструктуру снизилась до оптимального уровня, а производительность сервиса в облаке существенно возросла.

По информации от представителей КГУ, показатели CPU и RAM виртуальной машины не выходят за пределы допустимых. При средней нагрузке (22 занятия, 22 преподавателя и 280 студентов одновременно) исходящий трафик вырастает до 50 мб/с, однако проблем не наблюдается и при 500+ входящих подключений.

Облачная инфраструктура — это наиболее оптимальное решение для организации процесса удаленного обучения. Внедрение современных технологий не только позволит оперативно решить остро стоящие задачи, но и принесет плоды в долгосрочной перспективе в виде снижения затрат на ИТ, повышения качества образовательных услуг и соответствия требованиям цифровой эпохи.

 

Екатерина Юдина
Профильный эксперт
Наш сайт использует cookie
Информацию о cookie, целях их использования и способах отказа от таковых, можно найти в «Политике использования файлов «cookie». Продолжая использовать наш Сайт, Вы выражаете согласие на обработку файлов «cookie», а также подтверждаете факт ознакомления с «Политикой использования файлов «cookie». Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.