e-mail
phone
mobile

Тенденции российского рынка IaaS: интервью с Дмитрием Гачко, руководителем облачного провайдера «ИТ-ГРАД»

Тенденции
18.11.2015
3202
10 min
Тенденции российского рынка IaaS: интервью с Дмитрием Гачко, руководителем облачного провайдера «ИТ-ГРАД»
#интервью #iaas
О тенденциях рынка IaaS, подходах к использованию технологий, особенностях взаимодействия с вендорами и многом другом рассказал Дмитрий Гачко, генеральный директор компании «ИТ-ГРАД».

Сегодня, когда компаниям необходимо решать различные задачи, многие из них для достижения поставленных целей делают выбор в пользу облачных технологий. Дмитрий, расскажите, каковы, по вашему мнению, тенденции рынка IaaS в России?

Рынок IaaS в нашей стране становится более зрелым, и это подтверждается пониманием тематики со стороны заказчика. Постепенно увеличивается количество клиентов, осознающих важность концепции IaaS и облаков в целом. Терминология становится близкой и понятной не только ИТ-специалистам, но и менеджменту, который зачастую «толкает» свои внутренние ИТ-подразделения, пытаясь понять, не отстают ли они, если не используют облака. Рынок в достаточной степени разогрелся, и больше нет необходимости разъяснять, что такое услуга «... как сервис», поскольку есть чёткое представление и видение всего этого. Многие клиенты, особенно специализирующиеся на IaaS, имеют достаточно опыта, чтобы задавать исполнителю правильные вопросы, а выбирая услугу, понимают, по каким критериям сравнивать.

Отмечу, что развитие рынка связано с определёнными факторами. Во-первых, в сам процесс вовлекаются всё новые и новые игроки, а это порождает здоровую конкуренцию. И чем больше таких игроков, тем лучше. По сути, мы становимся очевидцами эволюционного движения от ИТ к IaaS.

Во-вторых, очень актуальный для России фактор, влияющий на специфику рынка, — это девальвация. Если раньше заказчик сравнивал, что дешевле: купить собственное железо или перейти в облако, делая при этом соответствующие экономические выкладки, выгода в пользу облака наблюдалась не всегда. При этом клиент не учитывал дополнительные расходы, которые несла организация: содержание ИТ-персонала, эффективность недозагруженного оборудования, КПД и многое другое. Сравнение между публичным облаком и собственным приватным было неполноценным. Но сегодня за счет девальвации бюджет многих компаний недотягивает до возможности решать задачи собственными силами. А чтобы достичь поставленных целей, приходится искать различные пути. Решение видится в облачных технологиях, что по сути является переходом от модели Capex к модели Opex с возможностью получать при этом дополнительную эффективность.

Не стоит забывать и про федеральный закон о персональных данных. Многие компании, особенно западные, которые имели свою инфраструктуру в облаке за рубежом, постепенно начали переносить данные в Россию, обращаясь к локальным IaaS-провайдерам. Понятно, что ещё не все перешли на российские площадки, но процесс запущен и многие активно работают в этом направлении. Лично мы столкнулись с множеством компаний, которые, имея свою облачную инфраструктуру в облаке, выполнили переход на площадки «ИТ-ГРАД». Так что закон сыграл на руку и помог нам увеличить количество клиентов.

Изменился ли в целом подход к использованию технологий?

Отчасти да. Поскольку востребованность облачных услуг стала значительно выше, появились кейсы, когда организация использует площадки нескольких IaaS-провайдеров. И если ранее клиент выносил в облако лишь часть своих сервисов, то сейчас он доверяет провайдеру реализацию полноценных проектов. При этом наличие двух площадок даёт определённую уверенность заказчику, поскольку повышается надёжность и доступность инфраструктуры.

Ещё одним значимым моментом, на мой взгляд, является то, что в силу большей массовости и востребованности услуг на рынке появилась некая специализация. Раньше приходилось практически идти на поводу у отдельно взятого клиента, подстраиваться и выдумывать для него что-то особенное. А все потому, что рынок был пустой и без «подгонки» услуги под задачи отдельно взятого клиента нельзя было обойтись. Но ситуация изменилась, лично мы перешагнули эту ступень и понимаем, что теперь направление движения заказчика задаёт IaaS-провайдер. Да и сам клиент видит, в каком русле следует двигаться. Благодаря терминологическому фактору, о котором я упоминал выше, мы говорим с клиентом на одном языке. Таким образом, возникает массовость, что значительно повышает КПД обеих сторон.

Расскажите о модели взаимодействия с вендорами. Есть ли здесь какие-нибудь особенности?

Модели взаимодействия с отдельно взятым вендором могут несколько отличаться. Но в целом все они представляют собой выработанные для облачных провайдеров программы. Правда, иногда они не полностью соответствуют нашим ожиданиям, поскольку зачастую мы ждём более удобного финансового лизинга с точки зрения превращения наших «капексов» в «опексы», ведь всем известно, что этот процесс весьма затратный. Почти все компании, с которыми мы сотрудничаем, стараются «расшевелить» рынок со своей стороны. Стоит понимать, что поведение вендора за последнее время несколько трансформировалось. И если раньше вендор работал с заказчиком по модели «клиент выбирает и покупает оборудование, а далее требует помощи в непосредственном запуске», сегодня этот же заказчик чаще всего просит запуститься в облаке. Но поскольку вендору невыгодно терять клиента, он предлагает варианты не собственного облака, а облака партнёра, строящего свою инфраструктуру на основе оборудования этого вендора. Отмечу, что на примере компании Cisco клиенту предлагается запуститься на стороне площадки партнёра с оборудованием, удовлетворяющим требованиям заказчика. Вендор понимает, что теперь далеко не всё можно продать клиенту напрямую. Однако имея облачного партнёра — поставщика, можно продавать облачную услугу, и Cisco использует это в своей практике. К слову сказать, «ИТ-ГРАД» тоже движется в сторону партнёрства и получения сертификата Cisco Powered Cloud. В рамках этой программы валидируется инфраструктура поставщика на соответствие необходимым требованиям, а также проверяется, что с точки зрения вендора инфраструктура реализована правильно (на его оборудовании). Поскольку «ИТ-ГРАД» исторически использует Juniper, для быстрого старта сертификации нам не хватало единственной детали — пограничного маршрутизатора ASR 9001, который был закуплен совсем недавно.

Какова ниша локальных сервис-провайдеров на фоне создания крупных международных облачных платформ, таких как Amazon, Microsoft, а с недавнего времени и VMware?

Многие игроки пугаются, когда на рынок приходит кто-то крупный. Думается, что он поглотит всё и вся, но, очевидно, каждый из таких гигантов имеет определенные ограничения, особенно в части используемых технологий. Причина в том, что крупный игрок по сути является создателем собственных решений. Важным отличием обычного локального клауд-провайдера от крупного международного поставщика является то, что он свободен в выборе используемых технологий. Ведь для соответствия ожиданиям заказчика и предоставления того, что он хочет, достаточно выбрать необходимое решение. Таким образом, локальный провайдер всегда будет оставаться более гибким, чем любой другой мировой поставщик.

Кроме того, мы все понимаем, что рынок достаточно большой и в нём хватит места всем. Это немного напоминает ситуацию с дата-центрами, где зрелые игроки не лезут в облачный бизнес, поскольку понимают, что это не их направление. При этом они всячески помогают облачным поставщикам, ведь кто как ни они являются основной точкой генерации новых клиентов и всей остальной загрузки. С облачными провайдерами происходит нечто похожее. И преимуществом локальных поставщиков перед глобальными является возможность миксовать технологии, подбирая решения, необходимые заказчику.

Этапы зрелости заказчика — какие они?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы уделить внимание достаточно важному моменту, связанному с тем, какую роль в компании должен занимать ИТ-директор. Быть начальником всех компьютеров или вторым лицом после генерального директора? Дебатов на эту тему предостаточно, и связаны они в первую очередь с тем, насколько ИТ-директор в действительности созрел как ИТ-директор.

На практике нередки случаи, когда ты сначала администрируешь инфраструктуру, занимаешься рутинными задачами, дорастаешь до управления серверной, а потом читаешь ITIL и понимаешь, как реализовать собственный бизнес в сервис-ориентированной модели. И если удаётся дойти до этого, начинается непосредственное взаимодействие с бизнесом. Такой уровень зрелости даёт возможность оперировать, выносить наружу и потреблять как услугу нижние уровни услуг, созданные когда-то собственноручно. Далее ты начинаешь видеть ИТ как некий слоёный пирог, выстраивать бизнес-логику и переходить от терминологии к технологии взаимодействия с бизнесом. Вот тогда, на мой взгляд, ты становишься зрелым ИТ-директором, понимающим, в каком направлении двигаться дальше. Отсюда получается, что зрелым заказчикам легче, проще и понятнее потреблять облачные услуги IaaS-провайдера, поскольку есть понимание, куда и что необходимо разнести. А те, кто утонул в администрировании железа, сталкиваются с проблемой отсутствия коммуникативной связки с бизнесом. Именно поэтому уровень зрелости в ИТ влияет на готовность потреблять услуги.

Как вы оцениваете прошлый и текущий год?

В этом году количество клиентов значительно выросло. Факторы, связанные с общей зрелостью рынка, поправками к федеральному закону, девальвацией — всё это ускорило рост и объёмы потребления услуг со стороны заказчика. И если раньше контракты были довольно несмелые, то сейчас всё с точностью до наоборот. К тому же мы сейчас боремся не за клиента, а за новые ресурсы, пополняя наши производственные мощности и вводя их в строй.

Также хочу отметить, что наша компания в этом году вышла на облачный рынок Казахстана, где мы собираемся запустить облачный ЦОД, в полной мере соответствующий всем международным стандартам надёжности и требованиям законодательства. В планах так же, как и в России, предлагать облачные сервисы, включая услуги по аренде виртуальной инфраструктуры, резервному копированию в облако, предоставлению площадок для аварийного восстановления ИТ-инфраструктуры заказчика в облачной среде и многое другое.


Екатерина Юдина
Профильный эксперт
Наш сайт использует cookie
Информацию о cookie, целях их использования и способах отказа от таковых, можно найти в «Политике использования файлов «cookie». Продолжая использовать наш Сайт, Вы выражаете согласие на обработку файлов «cookie», а также подтверждаете факт ознакомления с «Политикой использования файлов «cookie». Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.